
Живая вода Крупина
В произведениях Крупина видно сыновнее пристальное и благодарное внимание к тем; кто остался на родной земле и продолжает ее обихаживать. Думается, такие чувства вызвали к жизни повесть «Живая вода».
О «Живой воде» писали много. Сходясь единогласно в том мнении, что вопросы в повести подняты злободневные, насущно необходимые в ряду решения общих вопросов современности, критика по-разному истолковывала фантасмагории повести и символ «живой воды». Договаривались даже до того, что фонтан спирта, бьющий из-под земли в сне главного героя, и есть живая вода. Вовсе нет.
Живая вода здесь как извечный символ чистоты и одушевления, красоты и спасения. Не случайно в финале мы приходим к лесному первородному роднику с отраженным в нем небом. А включение легенд, сказок, мифов в реалистическое произведение всегда было в традициях русской прозы. Начавшись в устном народном творчестве, выдумка, аллегория, иносказание затем продолжились и развивались в литературе письменной.
В «Живой воде» важно отметить вот еще что и о чем, кажется, не писали — это исследование национального характера в современных условиях, и не просто исследование русского характера, но его разновидности, характера вятского. А то, что таковой есть, доказывает в силу возможностей повесть.
И в самом деле, жители европейской части бывшего СССР представляли сибиряков как нечто единое, монолитное в проявлениях ума и чувств. Да, он существует, сибирский характер, и это доказано проверкой его на многих поворотах истории Отечества. Но житель Приангарья отличен от дальневосточника, енисейцы разнятся с магаданцами, различны томичи и кемеровские жители.
Чем? Для неопытного взгляда отличия неуловимы, но они есть. И отличия эти исторические. Листая словарь Даля, особенно разделы, посвященные разным жителям тогдашней России, видишь в приметах, шутках, прозвищах, подначиваниях нежелание унизить, но, напротив, взаимный интерес, помощь в подмечании недостатков, желание их устранения.
Еще необходимо выделить в повести настойчивую линию, ведущую главного героя к духовному оздоровлению. Духовное и физическое здоровье не есть синонимы, но есть физические, приметы, без которых человек не может достичь морального совершенства.
Так, не может курящий и пьющий человек быть духовно здоровым. В повести показано, как нелегок отказ от этих пороков. И герой Крупина как человек совестливый и памятливый, живущий с неизбывным чувством добра, хорошо все это осознает, ибо без такого отказа не может быть будущего.
И еще надо помнить, что борьба за нравственное здоровье народа не есть кампания, это долгий и непростой путь длиной в каждую отдельно взятую человеческую жизнь.
См. также «О прозе Крупина».
Схожее в «Книги».