bass7013 (bass7013) wrote,
bass7013
bass7013

Category:

Фильм "Сталкер" (1976): фрустрация интиллигента

Для меня впечатления от этого фильма начались задолго до просмотра. Сначала я прочитал книгу, затем узнал от матери об экранизации, и мнение её было смешанное. Затем в руки попал Мир Фантастики где-то за 2009 год, где выходили ещё "ретрорецензии". Рецензия была положительной, но критик объяснил, что видение у Тарковского и Стругацких было разное, от слова совсем.

А последней каплей, после которой я решил сам ознакомиться, была рецензия от nejnyi_demon. Стало ясно, что это должен посмотреть каждый кинолюб, а я вроде как из этих.

Прежде всего меня поразило наличие цвета. В том смысле, что до этих пор я видел лишь ч/б кадры и почему то был уверен, что так и весь фильм будет. И нет, у меня не было с этим проблем, но когда в итоге оказалось, что 80% фильма в цвете - я удивился.

Сюжет описать очень не трудно, поскольку суть вообще не в нём. Есть Зона - не то пришельцы припарковались, не то метеорит упал. Спустя какое-то время пошли слухи, что Комната здесь есть, желания заветные исполняет. И есть люди, что водят за большие деньги туристов до комнаты и обратно. Этот фильм - история одной такой "экскурсии".

Начнём с персонажей. Их тут всего-то три штуки главных, плюс пара второстепенных. У них даже имён нет - Профессор, Сталкер и Писатель. Профессор хочет изучить Комнату, Писатель хочет вдохновение получить. Сталкер же... Он весь фильм представляется не то блаженным, не то святым. Его кредо таково - сталкер не может заходить в Комнату и желать чего-либо - иначе Зона накажет. Да, Зону здесь представляют эдаким живым существом.

На что тоже стоит обратить внимание - это на операторскую работу и декорации. Всё просто шикарно сделано. Есть моменты, когда непонятно, что мы видим на экране - но видно, что это попытки режиссёра показать, что в Зоне всё не так. Из спорных моментов разве что монологи персонажей в камеру, ломающие четвёртую стену. Впрочем, меня это ничуть не смущало. В остальном же... Виды природы, виды руин и всё остальное - здорово.

Впрочем, был один очень странный момент в середине фильма, который так и остался непонятным до конца. Есть лишь предположения, что это было за раздвоение восприятия Сталкера. Да, насчет цвета - он здесь есть лишь в Зоне, и раздвоение восприятия как раз в том, что у главный герой как бы выпадает из Зоны в чёрно-белую обыденность.

Википедия услужливо подсовывает выдержку из интервью, где Тарковскийз заметил, что в фильме он «легально коснулся трансцендентного». Действительно, попытка навязать зрителю ощущение чего-то чуждого, иного, весьма хорошая. Не скажу, что везде удалось на все сто, но попытка зачтена.

Насчёт фрустрации. Весь фильм тянется некая надсюжетная линия, посвящённая людям, труду главных героев и тому, как никто их не ценит и не понимает. О творческих муках, о том, как подставляют друг друга люди. Очень хорошая линия.

А теперь о минусах. Во-первых, фильм длится 2 часа 40 минут. Смотрится, скорее, как просто 2 часа, и всё же успевает надоесть. Впрочем, фильм сложно назвать затянутым специально - сцены длинные, потому что так предполагалось. Погружение зрителя в нужное состояние, вот на что уходит время. Второй же минус в главном герое. Сталкер и впрямь представляется блаженным. Как минимум, интровертом. И хотя по сюжету он водил десятки групп по зоне, выглядит так, словно впервые для него это всё

Ещё один минус. Этот фильм, по сути, самостоятельное произведение, и обвинять его в несоответствии с книгой бессмысленно. Я обвиняю его в другом - в том, что он не обрубил те связи, которые следовало. Почему дочь главного героя всё ещё Мартышка? В оригинале это было из-за шерсти по всему телу, а здесь у неё ног не то совсем нет, не то они не слушаются её. Почему учителя Сталкера зовут Дикобраз? Также не раскрывается. И суть в том, что мы и не обязаны знать это. Учитель Сталкера мог остаться просто безымянным Учителем. Дочь Сталкера могли звать как угодно, от этого ничто не поменяется.

И ещё. Упоминается, что сталкер - не один, их много. Путь к Комнате знают немногие. Зачем сталкеров много? В оригинале из Зоны тащили артефакты мешками и тележками, а потому сталкеры были на расхват. Здесь же весь смысл посещения Зоны сводится к посещению Комнаты. Как-то пусто становится.

Итого: 5 из 6. Минусы минусами, но фильм и впрямь классика кинематографа и радость кинолюба. Безусловно, это не экранизация Пикника на обочине, это фильм очень далеко "по мотивам". Но фильма вполне хорош и даже превосходен. В смысле, превосходит многие другие фильмы по качеству, проработке, вниманию к деталям и общей идее. А ещё это безвременной фильм. Он снят 37 лет назад, но будет актуален и через века.

P.S.: Извините за простыню текста, но фильм и не такой заслуживает. Не удивлюсь, если услышу о существовании исследований фильма в виде талмудов средней толщины.

Оригинал взят у jrchernik в Фильм "Сталкер" (1976): фрустрация интиллигента

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments