bass7013 (bass7013) wrote,
bass7013
bass7013

Categories:

Политика валютного неоколониализма: история возникновения и особенности



Политика валютного неоколониализма: история возникновения и особенности

Серьезную проблему в прошлом веке создавал рост внешней задолженности развивающихся государств, которая к началу 1986 г. составила около 1 трлн. дол. Эта сумма в 2 раза превышает среднегодовую выручку государств-должников от экспорта ими товаров.



Проценты, выплачиваемые по этим долгам, составляют важную статью доходов транснациональных корпораций и банков. Рост внешнего долга развивающихся стран в конечном итоге вызвал кризис задолженности. Так, согласно мнению президента Международного банка реконструкции и развития (МБРР) Клаузена, в настоящее время сумма погашения задолженности этих стран превышает суммы получаемых ими новых кредитов от коммерческих банков.


Кризис задолженности обострился в. 1982 г. В августе этого года Мексика заявила, что не может погасить задолженность, и потребовала отсрочки платежа на три месяца.

Вслед за Мексикой потребовали отсрочки платежей Аргентина и Бразилия, а затем почти все государства Латинской Америки. На их долю в 1983 г. приходилось почти 55% всей задолженности развивающихся государств.


Страны с наиболее крупной задолженностью в декабре 1985 г. (млрд, дол.):
                          Внешняя  задолженность      Проценты по задолженности
Бразилия                           103,5                                              11,8
Мексика                             97,7                                               10,0
Аргентина                          50,8                                                5,1
Венесуэла                         32,6                                                4,1
Филиппины                       27,4                                                2,1
Чили                                  21,9                                                2,1
Югославия                         20,0                                                1,7
Нигерия                            18,0                                                1,8
Марокко                            14,4                                                1,0
Перу                                  13,9                                                1,3
Колумбия                          13,9                                                1,3


Чтобы не допустить развития финансового кризиса, этим странам были предоставлены новые краткосрочные кредиты, пересмотрены сроки и условия платежей на 1984 и последующие годы.

Особенно отрицательно сказывается на проблеме внешней задолженности развивающихся государств повышение учетной ставки процента. Ее рост на рынке международных капиталов только на 1% увеличивает внешний долг развивающихся государств на 4 млрд. дол. Происходит это потому, что часть кредитов предоставляется с так называемой плавающей процентной ставкой, движение которой зависит от движения ставки процента в США.


Поэтому МВФ на своей ассамблее в Торонто в сентябре 1982 г. поставил вопрос о необходимости обеспечить мировую экономику ликвидными средствами. В феврале 1983 г. собрался Временный комитет МВФ, где принято решение увеличить квоты стран-членов на 47,5% и повысить общую сумму ресурсов МВФ с 66 млрд, до 90 млрд. СДР, чтобы улучшить условия кредитования нуждающихся стран.

В докладе Совета по торговле и развитию, представленном V сессии ЮНКТАД, отмечалось: «...бремя перестройки экономики было переложено на развивающиеся страны путем увеличения дефицитов их платежного баланса и внешней задолженности, ухудшения условий торговли, ограничения экспортных рынков сбыта их готовых изделий и замедления их общего роста».

Все эти обстоятельства, особенно остро проявившиеся в 80-е годы, и раньше вызывали серьезную озабоченность развивающихся стран. Однако им не удалось добиться позитивных результатов. В то же время надо отметить, что внешний долг возрастает и у развитых капиталистических государств. У 16 западноевропейских стран (в том числе ФРГ, Франции, Италии) в 1983 г. общий внешний долг составлял около 500 млрд. дол.


Внешний долг США в 1985 г. равнялся примерно 1 тыс. млрд. дол. Но если западноевропейские и развивающиеся страны вынуждены искать источники поступления долларов для выплаты своих долгов, то США могут погашать задолженность дополнительной эмиссией (выпуском) долларов. Должники США заинтересованы в стабильности доллара, ведь колебания его курса приводят к тому, что убытки в первую очередь несут кредиторы США. Поэтому они вынуждены поддерживать доллар. Так США против воли и желания кредиторов превращают их в гарантов стабильности доллара и своей финансовой системы.

Политика валютного давления на развивающиеся страны получила наименование валютного неоколониализма. Она тесно переплетается с проблемой сырья, международ пого разделения труда и борьбой развивающихся стран за перестройку международных экономических отношений с капиталистическими странами.

Развивающиеся страны всегда стремились к активному участию в решении международных валютных проблем.
11с», как правило, развитые капиталистические страны всегда исходили из собственных интересов. Так было на V сессии ЮНКТАД (май 1979 г.) в Маниле, когда развитые капиталистические страны, используя тактику проволочек, фактически сорвали обсуждение, всех валютных проблем, по ним не было принято ни одного конструктивного решения. То же происходило и на VI сессии ЮНКТАД в 1983 г. в Белграде. Развитые капиталистические страны не захотели взять более конкретные обязательства по отношению к развивающимся странам, чем принятые ими ранее о государственной помощи их развитию.

Такая тактика в конечном счете отражается на развитых странах.

Трудности с возмещением внешнего долга развивающихся государств подрывают платежеспособность банков и фирм развитых капиталистических стран. В 1982 г., в частности, по этой причине увеличилось число банкротств в США и Западной Европе.

Подрыв платежеспособности банковских монополий в условиях интернационализации капиталистического хозяйства дополнительно обостряет кризис валютных отношений, усиливает валютные бури. Неуверенность в перспективах отдельных кредитных учреждений толкает вкладчиков депонировать средства на более короткий срок, перемещать их из банка в банк. При избытке краткосрочных ресурсов ощущается большая нехватка среднесрочных и долгосрочных кредитов. Воистину — недостаток капитала при его избытке.

В этих условиях обостряется борьба за капиталы, возрастают процентные ставки и вызванные неравномерностью их развития перемещения огромных масс средств. Валютные бури усиливаются.

Все это, а также неустойчивость валютной системы капитализма, неэффективность различного рода межгосударственных регулирующих мероприятий вызвали потребность в новой международной валютной реформе. Так, в апрельском номере английского журнала «Бэнкер» за 1983 г. помещена статья под названием «Какова будет выгода от нового Бреттон-Вудса?». Автор предлагает создать международную финансовую организацию, которая могла бы гарантировать возврат выданных кредитов. Кроме того, по его мысли, «новый Бреттон-Вудс» должен вернуться к стабильности и дисциплине, которые были раньше ему присущи. Другие экономисты ратуют за создание наднационального механизма валютного регулирования.

В мае 1985 г. на очередном совещании в Бонне глав государств и правительств семи ведущих промышленно развитых капиталистических стран (США, Великобритании, ФРГ, Франции, Италии, Канады, Японии) вновь, как и в Вильямсберге, было уделено большое внимание валютно-финансовым вопросам, по которым между США и странами Западной Европы имеются острые разногласия. И вновь Франция выступила против монополии доллара, за установление равных прав между ведущими валютами Запада, за новую валютную реформу. Эта же проблема обсуждалась и на ежегодном совещании стран ОЭСР в апреле 1985 г.

Таким образом, валютные противоречия не смягчались. В то же время очевидно и то, что США не намерены снижать позиции доллара. Среди западноевропейских стран не было единства относительно валютной политики США. Что выгодно ФРГ, то не подходило Франции, а Италия стремилась получить выгоду за счет чего-то третьего. Ряд экономистов западных стран выдвигали тезис, что США пытаются навязать другим странам новую валютную реформу, которая позволит им погасить свои долги, сохранив в неприкосновенности свое собственное богатство.


В Декларации стран — членов СЭВ, принятой 14 июня 1984 г., отражены истинные причины невозможности решить экономические проблемы. В ней отмечалось: «Ставка на силу, эскалация гонки вооружений, подчинение экономических отношений агрессивной политике препятствуют решению коренных проблем мирового экономического развития, затрудняют выход из экономического кризиса в капиталистическом мире, который осложняется энергетическим, сырьевым, продовольственным и валютным кризисами. Усиливаются дезорганизация и ограничения в международной торговле, неустойчивость мировых товарных рынков, растет волна протекционизма, нарушаются международные валютно-финансовые отношения, В том числе в результате навязывания искусственно завышенных процентных ставок».

Представляется, что то же самое можно сказать и о ситуации с мировой экономикой и в 21 веке.

См. ранее по теме опубликованные материалы в рубрике «Экономика и финансы».



Tags: валюта, деньги, финансы, экономика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments